Виктория Чуева

Инновационные формы работы с различными категориями семей.

 

Тема: Инновационные формы работы с различными категориями семей.

Актуальность.
Детский сад первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы детского сада зависит уровень педагогической компетентности родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Традиционные формы работы с родителями дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов.

Таким образом, выявлены противоречия:

  - между необходимостью повышения эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса и несовершенством систем и технологий для реализации этого взаимодействия в новых условиях;

  - между воспитательным потенциалом семьи и низким уровнем педагогической компетентности родителей.

  Все выше изложенное приводит к осознанию того, что необходим качественно новый подход к повышению педагогической компетентности родителей в процессе взаимодействии детского сада и семьей.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик и технологий по взаимодействию детского сада и семьи нацеленных на повышение педагогической компетентности родителей.

Технология описания опыта. Целью работы является внедрение инновационных форм работы с различными категориями семей, совершенствование практических умений в воспитании детей и способствующей вовлечению их в жизнь детского сада.
В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:
- создать условия для создания благоприятного климата взаимодействия детского сада и семьи;
- определить наиболее эффективные как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи;
- установить положительные взаимоотношения с родителями воспитанников;
- формировать положительное отношение к дошкольному образовательному учреждению;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- повысить правовую и педагогическую компетентность родителей;

- привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на обучение, воспитание и развитие ребенка;

- формировать гуманные отношения между детьми и родителями;

- привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на создание развивающей предметно-пространственной среды.

Взаимодействие детского сада и семьи осуществляется на условиях:

- равноправного сотрудничества;

- гуманизации отношений;

- деятельностного подхода со стороны всех участников образовательного процесса. 

При этом сотрудничество осуществляется на основе педагогических принципов:

принцип открытости дошкольного образовательного учреждения ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым;

принцип гуманизации - установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья ребенка;

принцип взаимосотрудничества представляет собой способ организации совместной деятельности на основе социального восприятия и с помощью общения и направлен на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;

принцип деятельностного подхода - упор делается на объединение всех грамм в одно предметное концептуальное поле, развивающую среду.

Существует комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации:  
1.Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи групп риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в зависимости от этого подбирать другие формы и методы педагогического просвещения, нежели в первом случае.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства


Первое направление. Информационно – аналитическое.

При проведении анализа социального статуса семей воспитанников, ориентиров семейных ценностей, уровня педагогической грамотности родителей выяснилось, что 15% опрошенных получают педагогические знания из средств массовой информации, 30% читают педагогическую литературу, 55% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других. 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.

Второе направление. Познавательное направление. На каждой возрастной ступени организуются групповые родительские собрания. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. К предварительной подготовке относятся запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, видеосъёмка (деятельность детей, фрагменты образовательных ситуаций, игр, конкурсных выступлений), изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Темы собраний должны быть актуальными. Например: «Познай себя как родителя», «Воспитание волевых качеств у ребенка».

Родительские собрания проводятся в нетрадиционной форме. Например: собрание в форме круглого стола с использованием элементов игры и продуктивной деятельности, в форме марафона, брейн ринга, телевизионной викторины, вручения премии «Оскар».

 

Эффективной формой работы являются тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком.

По результату тренинга  проводится собеседование и дается рекомендация по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.  Можно использовать так называемые «Часы откровения». Практиковались такие тренинги, как «Какой вы родитель?», «Ребенок и компьютер», «Детская ложь».

В нашем ДОУ практикуется следующая инновационная форма работы с семьей: участие родителей в подготовке и написании статей в альманах. Например: “Мы растем вместе с нашим городом, краем”. Альманах рекомендуется издавать педагогическим коллективом и по итогам каждого календарного года. На страницах альманаха освещаются основные мероприятия и достижения педагогов, детей и родителей. Основными рубриками, а также темами для публикаций в альманахе являются “Советы педагогов родителям”, “Проверено. Семья рекомендует…”, Детсадовский фотоальбом”, “Это интересно. Высказывания наших детей …”, “Родителям на заметку”, “Семейный клуб” и др.

Третье направление. Наглядно-информационное направление включает в себя: оформление родительских уголков.

Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей используются рубрики: «Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми», «Наши дела», «Наше творчество», «Что сегодня узнали интересного», «Это нужно закрепить дома». Папки-передвижки помогают  при индивидуальном подходе в работе с семьей. Тематика папок разнообразна: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию, до материала по воспитанию детей в неполной семье. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок “Любимый город для моей семьи”, “Семейный фотоальбом”, “Герб нашей семьи”, “Подарки для любимой мамы”, “Добрые дела”, “Волшебное дерево сказок” и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, придумать семейный герб и пр.). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому мы считаем, что совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.

  Как показывает практика, родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес используется при организации выставок, фотографий, поделок, рисунков.

  Систематически организуются конкурсы и выставки совместных творческих работ детей и родителей: «Осенний калейдоскоп», «Подарок ветерану», «Мы снежную бабу слепили», «Пасхальный рисунок» и т.д. Таким образом, обобщая свой опыт работы, мы советуем коллегам для оказания помощи родителям из неблагополучных и проблемных семей, прежде всего, хорошо изучить психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Затем продумать тематику бесед и консультаций, способы привлечения родителей к жизни группы. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и проблемных семьях даст возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

Четвертое направление. Досуговая деятельность.

Данное направление, пожалуй, самое любимое и у детей, и у родителей. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «В гостях у елки», «Рождественские забавы», «Масленица», «Мама - солнышко мое», «Праздник урожая» и др. Родители принимают активное участие в соревнованиях и развлечениях.

 День рождения группы.
Для каждой группы дата рождения своя. А определили ее родители вместе с воспитателями по разным причинам: в одной группе решили, что днем рождения будет тот день, когда в группе малыши во время утреннего приема уже не будут плакать, в другой – когда появился аквариум с золотой рыбкой, в третьей – когда вместе дети и родители собрались на вечерние посиделки. Даты рождения разные, а традиции одни. В этот день дарятся подарки, и взрослые вместе с детьми отмечают его песнями, танцами, играми.

Пятое направление. Проектно-исследовательская деятельность. Все большую популярность в дошкольных учреждениях приобретает проектная деятельность, в которую вовлекаются и родители. Вместе с родителями был изготовлен проект «Солнышко лучистое» на уровне ДОУ и участвовал в областном конкурсе «Благоустройство территории»

Новая форма работы с родителями “презентация семьи” была предложена автором валеологической программы “Здравствуй!” М.Л. Лазаревым и рекомендована для детей старшего дошкольного возраста. “Презентация семьи – прием программы (ритуал), по которому каждому ребенку и его семье в течение двух лет посвящается две недели”.

Алгоритм проведения презентации семьи.

•Просмотр видео или рассказ родителей с демонстрацией фотографий членов семьи.

•Проигрывание любимой игры ребенка вместе с детьми.

•“Угадай-ка” – найти среди нескольких чужих фотографий, фотографию ребенка, когда он был маленький.

•“Пресс-конференция” - вопросы детей к членам семьи.

•Рассказ о традициях семьи.

•Приготовление любимого блюда ребенка всеми детьми под руководством мамы.


По итогам проделанной работы можно сделать вывод: каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм, в том числе и инновационных, ведёт к привлечению внимания различных категорий семей к проблемам воспитания детей, получению необходимого объема знаний, созданию единого образовательного пространства.

26 января 2017 в 05:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.